pro калининград

"Горим, спасайте". Пожарные Восточной Пруссии

2023-12-29 19:05 машина времени
Как известно, профессия пожарного — одна из самых опасных и героических профессий в мире. Укротители огня ежедневно рискуют собой спасая чьи-то жизни. А с наступлением зимних холодов для пожарных наступает самое горячее время...
Борьба с пожарами велась в Кёнигсберге с самого начала его основания. Но методы борьбы с огнём поначалу были малоэффективными. Надежды возлагались на Бога и на добровольно- принудительную помощь самих горожан. Все это привело к тому, что сам Кенигсберг и его ближайшие города и поселки горели чуть ли не на постоянной основе.
На этот раз наша машина времени в Кёнигсберг закинула нас не куда-нибудь, а прямиком к представителям опасной и весьма уважаемой профессии в Восточной Пруссии: в этой статье мы окунемся в историю пожарных Восточной Пруссии, разберем как выглядел типичный пожарный и почему лучше бы не спать на наблюдательной пожарной башне в Кенигсберге...

Бич городов

Когда-то пожары были настоящим бичом всех городов Восточной Пруссии. Огонь уничтожал целые кварталы населенных пунктов с плотной застройкой, которую так любители жители Восточной Пруссии.
Поочередно, а иногда и вместе, горели различные склады, деревянные дома простых жителей, крепости и кирхи. В разные годы сгорали кирхи: Штайндамская, Лебенихтская, Закхаймская, Нойросгартенская, Трагхаймская, Хабербергская, католический костел в Закхайме, синагога на Ломзе и многие другие здания религиозной архитектуры. В 1544 году сгорела башенная часть Кафедрального собора. Потом, на месте сгоревших строений появлялись новые, ожидающие своего огненного испытания.
Пруссы обожали строения, в строительстве которых использовалась древесина, солома и камыш. К примеру, в 1585 и 1665 годах пожары почти полностью уничтожали Кёнигсберг. Районы города полыхали в 1764,1769, 1775, 1783, 1811 годах.

Огненный вал

С 1704 года градоначальникам Кенигсберга пришла на ум гениальная мысль запретить ходить по ночному городу с зажженными факелами, предписывалось использовать только ручные фонари. Не особо помогло, но запрет казался тогда грамотным решением в борьбе с постоянно полыхающим городом.
Долгие годы главным пожарным наблюдательным пунктом Кёнигсберга (Калининград) считалась восьмидесяти двухметровая замковая башня. Устроен пункт был просто: там постоянно дежурил пожарный, который зорким взглядом оглядывал город на наличие дыма и света от огня. Учитывая, что половину смены такие наблюдатели спали, помогало наблюдение тоже так себе.
В одном из своих произведений кёнигсбергские поэт Иоганн Фридрих Лаузон описал страшный пожар 1769 года, уничтоживший его дом и сотни других городских зданий:
«Огненный вал обрушивается на весь город. Не успел ещё спасти от пожара Ластадию, как уже Лёбенихт в огне, — огненные искры попадают в сена стог в Монашеском дворе, что ускоряет страшное несчастье Лебенихта. Погибель Закхайма и многим жителям приносит смерть».

Воду вёдрами и в ладошках

До появления профессиональных пожарных, тушением пожаров занимались обычные неподготовленные люди. Нередко, обязанности борьбы с пожарами возлагалась на владельцев строений и собственников территорий. Борьба с огнем велась подручными средствами: люди просто таскали воду вёдрами.
Существующие в Восточной Пруссии добровольные пожарные дружины также не отличались высокой эффективностью. Первые профи Ситуация с пожаротушением стала меняться в лучшую сторону после появления профессиональных пожарных. Вскоре пришла идея организовать пожарную команду.
Первая профессиональная пожарная команда в Восточной Пруссии появилась в 1856 году в городе Мемеле (теперь Клайпеда в Литве).
А двумя годами позже (в 1858 году) столица провинции Кёнигсберг тоже обзавелась своими городскими профессиональными пожарными.
Она финансировалась из городского бюджета и состояла из брандмейстера и восьмидесяти пожарных. А в начале ХХ века в городе уже существовало пять пожарных вахт: «Альтштадт», «Норд», «Кай», «Ост» и «Зюд». Большим подспорьем для работы огнеборцев, была существующая в городе сеть подземных водопроводных коммуникаций, наличие насосных станций и водоемов.

Пожарный пароход

В конце тридцатых годов, на улицах Кёнигсберга стояло множество пожарных гидрантов и специальных пожарных извещателей. На службе почти тысячи пожарных находились автомобилями с автопомпами, мотоциклы и катера. Оказывается, ещё в 1902 году пожарная служба Кёнигсберга получила специальный пароход «Брунс», патрулирующий на реке Прегель в районе складов. Существовали в городе специализированные отряды противогазовой и противобомбовой защиты.

А как выглядел типичный пожарный Восточной Пруссии?

Тут я заморочился и откопал для вас фотографию настоящего прусского пожарного. Еще и в аммуниции, представляете?
До этого тушение огня возлагалось на добровольные пожарные дружины, создаваемые при профессиональных гильдиях пекарей, мясников, ткачей, кузнецов и других ремесленных объединений — там смотреть особо не на что, люди как люди.
На фотографии мы видим пожарного в униформе, в защитной каске и дымовой маске на голове. Через правое плечо перекинут ремень сумки с двумя баллонами дыхательного аппарата, соединённого шлангами с дымовой маской. Слева к поясному ремню прикреплён пожарный топорик.
А еще на нем вы видите один из первых дыхательных аппаратов.
В нижней части его сумки находился баллон с кислородом, а в верхней-резервуар с едким калием. Человек совершал вдох кислородом. При выдохе углекислый газ поглощался едким калием, и человек совершал новый вдох кислорода. Израсходованный кислород человек возмещал запасом из баллона, добавление кислорода он регулировал при помощи специального вентиля, находящегося на баллоне.
Чуть позже в Кёнигсберге также соорудили сеть пожарных гидрантов и сделали несколько открытых пожарных водоёмов.
Общая численность пожарной службы города к 1940 году составляла около 800-900 человек. Пожарные команды Кёнигсберга были оснащены автомобилями с автопомпами, шлангами, лестницами и даже специальными пожарными мотоциклами.
В ведении противопожарной службы до 1940 года находилась служба скорой медицинской помощи, которая оказывала экстренную помощь обоженным прямо на месте пожара.
Надо сказать, что в Кёнигсберге, кроме пожарных вахт, существовало и отдельная пожарная общественно-государственная структура, носившая название – «Пожарное объединение Восточной Пруссии».
Кроме того, пожарным поручили наблюдать за системой точного времени. На главной пожарной вахте в Альтштадте, помимо центрального пункта приёма сигналов тревоги, размещались центральные часы, от которых работали 300 электрических часов на улицах и в общественных зданиях.

Пожарная школа в Метгетене

Провинциальная пожарная школа в Metgethen (ныне это поселок Космодемьянского), впоследствии разросшаяся до пожарного полка, была построена в 1939 году.
Она располагалась в квадрате четырёх улиц – Soldauerstrasse (ныне улица Сестрорецкая), Danzigerstrasse (ныне улица Механическая), Posenerstrasse (ныне улица 1-я Алтайская) и Forstwegstrasse (ныне улица старшего Сержанта Карташева).
Первым директором школы был «Пожарный генерал» и соратник Эриха Коха – Альфред Фидлер (Alfred Fidler). Школа имела отличную производственно-техническую и бытовую базу и потому являлась показательной школой для подготовки пожарных команд во всей Восточной Пруссии.
На первом этаже школы находились комнаты для администрации и учителей, столовая, лаборатория для огневых испытаний, а также демонстрационный кинозал для показа учебных и обычных фильмов для её учеников. В классных комнатах, для изучения были установлены специальные современные устройства противопожарной сигнализации. На втором этаже находились спальни для 40 учащихся.
В каждой комнате размещалось по четыре человека и имелись облицованные кафелем туалетные комнаты. В южной части с отдельной лестничной клеткой, находился служебный кабинет директора. В северо-западном крыле здания, находился служебный кабинет старшего пожарного мастера. Между главным зданием и тренажерным залом находилась комната кочегара, мастерская и раздевалки.
Просторный тренажерный зал с балконом служил также помещением для проведения больших мероприятий и даже церковных служб. Далее шли помещения для транспортных средств – для легковых автомобилей, больших пожарных машин и пожарного инвентаря, а также существовало отдельное место для мойки пожарных машин.
Главная башня школы стояла на основании из бетонных плит и мела высоту около 30 метров. Перед всеми помещениями школы для транспортных средств, проезжая часть была выложена бетонными плитами шириною 10 метров и оборудована отдельной мойкой. Внутренний двор школы был по всему периметру посыпался гравием. Вся дождевая вода собиралась в специальный искусственно вырытый пожарный водоёме рядом с главным зданием школы. Для сушки шлангов имелась специальная турбина теплого воздуха, нагретого в паровом теплообменнике.
Водоснабжение всего пожарного комплекса осуществлялось двумя глубокими артезианскими скважинами. Однако существовала и проблема – удаление фекалий и других отходов вызывало тогда большие трудности, ввиду отсутствия центральной канализации в школе. После механической и биологической очистки стоков, самостоятельная насосная станция перекачивала их в высоко лежащий уличный канал сточных вод. Затраты на строительство данной системы составили на то время большой суммы в 520 000 рейсмарок. Проект и исполнение работ были проведены Прусским государственным управлением по строительству.

Но вернемся к пожарной службе Кёнигсберга

Большинство работников профессиональных пожарных команд Кёнигсберга жили в казённых квартирах, поблизости от своих вахт. В случае пожарной тревоги, оповещённые по системе аварийных домашних вызовов, пожарные могли быстро добраться до своих вахт и сразу включиться в работу по тушению огня.
Некоторые здания, где раньше жили пожарные, сохранились до наших дней. Это жилые дома из красного клинкерного кирпича по Литовскому валу возле Закхаймских ворот (здание принадлежали вахте «Ост»), также дома на улице Ольштынской (здание принадлежали вахте «Зюд»).
Когда военные действия подошли непосредственно к окраинам Кёнигсберга, то, по приказу генерала Отто Ляша (Otto Lasch), все пожарные должны были с оружием в руках участвовать в обороне города и своих вахт. Но этот приказ не был в итоге выполнен, так как большинство пожарных погибло еще до его оглашения.
Последним зданием, служившим убежищем для оставшихся пожарных в городе была вахта № 5 «Кай», которая капитулировала 9 апреля 1945 года. На этом история пожарных Восточной Пруссии закончилась и началась новая история города и его пожарных частей, о которой я расскажу чуть позже...